|
|
Расчет УТС
Под утратой товарной стоимости (УТС) подразумевается снижение действительной рыночной стоимости автомобиля в результате ухудшения его потребительских качеств. При расчете УТС предметом оценки является преждевременное ухудшение внешнего вида и эксплуатационных качеств транспортного средства по причине износа его отдельных деталей, защитных покрытий, узлов и соединений вследствие ДТП. УТС относится к реальному ущербу и учитывается при определении размера страховой выплаты.
Наиболее распространёнными методиками оценки автомобиля на предмет УТС на сегодняшний день являются:
- метод Минюста РФ;
- метод Хальбгевакса.
Методика Минюста РФ применяется для оценки УТС автомобилей иностранного и отечественного производства до 5 лет, с износом менее 35 %. Расчет УТС по методу Хальбгевакса производится только для автомобилей иностранного производства не старше 5 лет, с износом не более 40 %. УТС автомобиля может достигать 10 % по отношению к его рыночной стоимости.
Метод Хальбгевакса широко распространен среди европейских бюро независимой оценки и экспертизы. Согласно этой методике УТС рассчитывается по следующей формуле:
УТС = (К/100)*(ЦР+СО)
Где:
- УТС – утрата товарной стоимости;
- К – коэффициент, определенный по таблице Хальбгевакса;
- ЦР – рыночная цена подержанного автомобиля;
- СО – общая стоимость ремонта.
Прежде чем приступить к расчету УТС, следует рассчитать его экономическую целесообразность по формуле:
(ЦР/ЦН)*100 %
Где:
- ЦР – рыночная цена подержанного автомобиля;
- ЦН – цена нового автомобиля на момент выпуска.
Если полученный результат ниже 40 %, то УТС рассчитывать нецелесообразно. При результате свыше 40 % УТС рассчитывается.
Далее определяются коэффициент относительной стоимости ремонта (А) и коэффициент отношения стоимости работ к стоимости материалов и запчастей (B):
А = (СО/ЦР)*100 %
В = (СР/СМ)*100 %
Где:
- СР – стоимость работ;
- СМ – стоимость материалов и запасных частей.
При А < 10 % (т.е. когда стоимость ремонта значительно ниже цены подержанного автомобиля) УТС рассчитывается только в исключительных случаях.
При А > 90 % (т.е. когда стоимость запасных частей и материалов значительно превышает стоимость восстановительных работ) УТС рассчитывать нецелесообразно.
При В < 40 % (т.е. когда стоимость запчастей и материалов значительно превышает стоимость восстановительных работ) УТС также рассчитывается только в исключительных случаях.
Если произведённые вычисления подтвердили целесообразность расчета УТС, следует определить по таблице Хальбгевакса значение коэффициента К и подставить его в исходную формулу. Таблица Хальбгевакса для определения максимальной величины УТС для легковых автомобилей
А-соотношение |
В-соотношение |
до 2 месяцев |
до 6 месяцев |
до 12 месяцев |
до 24 месяцев |
до 36 месяцев |
до 48 месяцев |
до 60 месяцев |
I |
10-20% |
a |
>130 |
5,00 |
4,50 |
4,00 |
3,50 |
3,00 |
2,50 |
2,00 |
b |
<130-100 |
4,50 |
4,00 |
3,50 |
3,00 |
2,50 |
2,00 |
1,50 |
c |
<100-70 |
4,00 |
3,50 |
3,00 |
2,50 |
2,00 |
1,50 |
1,00 |
d |
<70-50 |
3,50 |
3,00 |
2,50 |
2,00 |
1,50 |
1,10 |
0,50 |
e |
<50-40 |
3,00 |
2,50 |
2,00 |
1,50 |
1,00 |
0,50 |
- |
II |
21-33% |
a |
>130 |
5,25 |
4,75 |
4,25 |
3,75 |
3,25 |
2,75 |
2,25 |
b |
<130-100 |
4,75 |
4,25 |
3,75 |
3,25 |
2,75 |
2,25 |
1,75 |
c |
<100-70 |
4,25 |
3,75 |
3,25 |
2,75 |
2,25 |
1,75 |
1,25 |
d |
<70-50 |
3,75 |
3,25 |
2,75 |
2,25 |
1,75 |
1,25 |
0,75 |
e |
<50-40 |
3,25 |
2,75 |
2,25 |
1,75 |
1,25 |
0,75 |
0,25 |
III |
34-45% |
a |
>130 |
5,50 |
5,00 |
4,50 |
4,00 |
3,50 |
3,00 |
2,50 |
b |
<130-100 |
5,00 |
4,50 |
4,00 |
3,50 |
3,00 |
2,50 |
2,00 |
c |
<100-70 |
4,50 |
4,00 |
3,50 |
3,00 |
2,50 |
2,00 |
1,50 |
d |
<70-50 |
4,00 |
3,50 |
3,00 |
2,50 |
2,00 |
1,50 |
1,00 |
e |
<50-40 |
3,50 |
3,00 |
2,50 |
2,00 |
1,50 |
1,00 |
0,5 |
IV |
46-65% |
a |
>130 |
5,75 |
5,25 |
4,75 |
4,25 |
3,75 |
3,25 |
2,75 |
b |
<130-100 |
5,25 |
4,75 |
4,25 |
3,75 |
3,25 |
2,75 |
2,25 |
c |
<100-70 |
4,75 |
4,25 |
3,75 |
3,25 |
2,75 |
2,25 |
1,75 |
d |
<70-50 |
4,25 |
3,75 |
3,25 |
2,75 |
2,25 |
1,75 |
1,25 |
e |
<50-40 |
3,75 |
3,25 |
2,75 |
2,25 |
1,75 |
1,25 |
0,75 |
V |
66-90% |
a |
>130 |
6,00 |
5,50 |
5,00 |
4,50 |
4,00 |
3,50 |
3,00 |
b |
<130-100 |
5,50 |
5,00 |
4,50 |
4,00 |
3,50 |
3,00 |
2,50 |
c |
<100-70 |
5,00 |
4,50 |
4,00 |
3,50 |
3,00 |
2,50 |
2,00 |
d |
<70-50 |
4,50 |
4,00 |
3,50 |
3,00 |
2,50 |
2,00 |
1,50 |
e |
<50-40 |
4,00 |
3,50 |
3,00 |
2,50 |
2,00 |
1,50 |
1,00 |
Данный метод не применим для автомобилей, участвовавших в двух или более ДТП.
|
|

Группа компаний РАНЭ - официальный пользователь ПО для расчета стоимости восстановительного ремонта AudaShare.
|